Рыбалка на Умбе

Меня зовут, Роман и в этой статье мне хочется поделиться с вами своими впечатлениями о поездке на Кольский полуостров летом 2021 года, а точнее о рыбалке на Умбе. В ней будет не только впечатления, но и предостережения. И самое главное предостережение — не нужно ехать на Кольский за рыбой, нужно ехать за эмоциями. Это самое важное, это то, что вы запомните на всю жизнь.

Хорошо когда у человека есть какие-то увлечения приносящие радость. Вот и у меня есть одно — это рыбалка. Причем не конкретный вид ловли, а именно Рыбалка, рыбалка с большой буквы, разносторонняя, всегда разная и разнообразная. Мне одинаково приносит удовольствие рыбалка на платнике и ловля ручьевой форели на лесной речке с продиранием через бурелом, отмахиваясь от лосиных вшей. Мне нравится процесс, подготовка и результат. И я уже молчу про такие способы ловли как Тенкара, Херабуна и многие другие.
Вот и в этот раз я загорелся поездкой на Кольский полуостров на речку Умба. Звоню Юре, говорю:

— Поехали на Кольский, порыбачить!
— Кууудаа???
Прошло полдня. Звонок от Юры:
— А поехали!

Через неделю назначили выезд. А для поездки-то ничего и нет, кроме огромного желания. Спасибо друзьям, выручили. Андрей Гусев, мастерская KillFish, снабдил правильными мухами, Валера дал мотор и еще много ребят нам помогли собраться. Неделя тянулась долго, хотя забот было выше крыши.

Но вот этот прекрасный момент настал и мы мчим по шоссе в сторону Мурманска.
Ехали наобум, не зная что нас ждет, где остановимся и как будем рыбачить, просто ехали и были счастливы. Никуда не торопились, останавливались, фотографировались, наслаждались пейзажами и самой поездкой.

Приехали уже во втором часу ночи, не было возможности разбить полноценный лагерь и мы просто поставили палатку у дороги недалеко от реки. Теперь то можно расслабиться и выдохнуть — мы на Кольском, у самого Белого моря. Ужин на скорую руку, “по пятьдесят” за приезд и спать с мыслями о ловле горбуши.

Утром осмотрели окрестности, народу вокруг достаточно много, все чем то занимаются, кто улов разделывает, а кто и расслабляется на полную. Мы решили переместить лагерь в другое место. Пусть оно было платным, но зато у самого берега, с хорошим спуском для лодки и живописным видом на устье Умбы и залив Белого моря.

Река Умба Мурманская область
Река Умба

Ну что, вот и настало время приступить к ловле горбуши. Но администратор лагеря нас немного расстроил, сказав что основной косяк уже прошел и сейчас горбуши в Умбе не так много.
Пока суть да дело, приехали еще три экипажа из Питера, бывалые этих мест и подняли нам боевой дух. Мол не ловится в реке, значит стоит в море и ждет только нас, охотников за удачей. Качаем лодки, ставим моторы и в море. Пока выплывали из небольшой бухты, наблюдали как рыбаки полавливают горбушу с лодок, это нас немного приободрило, значит что-нибудь поймаем. Нам посоветовали встать в устье Умбы, между двумя кладбищами и ловить в отвес на муху. Снасть не хитрая, больше похожа на дроп-шот но с небольшими нюансами.

Монтаж для ловли горбуши в отвес

Нам понадобится:

• Груз
  • Вертлюг от 20 кг
  • отрезок лески 0.5 мм для мухи
  • отрезок лески 0.30-35 мм для груза
  • основной шнур от 0.30 мм
  • и конечно же правильная муха или трубочка на тройнике
  • креветка (можно подсоленную, это придаст мясу упругости)
  • Креветку меняйте почаще, а то запах выветривается.

Креветок у нас не оказалось, мы об этом даже не знали. Хорошо, что наши бывалые товарищи привезли их с запасом, было у них больше 20 кг. 20 кг отличной подсоленной креветки. В принципе можно было и не рыбачить, варить креветку и употреблять под пенное.

Встали на точку и приступили к ловле, горбуша вроде есть, плещется рядом но не ловится. Перебрали разные мухи, швыряли касмастеры и куасамы — все по нулям. Единственное что я поймал, так это небольшая камбала. И этому я был очень рад, так как никогда прежде ее не ловил. И сам факт ощущения поклевки меня сильно порадовал, это была первая поклевка и первая рыбка на Кольском полуострове.

Вернувшись в лагерь мы были несколько удивлены, ребята остановившиеся рядом неплохо отловились, в отличии от нас. Они не пошли в море, они рыбачили у моста с берега, там где ловила основная толпа. Было у них порядка 20 хвостов на двоих. По сравнению с нашей камбалой очень приличный результат.
Ну что, пора испытать и эту ловлю. Благо для ловли с берега в проводку у нас были все необходимые снасти.

Снасть для ловли горбуши в проводку с берега:

1. Удилище от 4 до 5 метров. Там далеко закидывать не нужно, все ловят в струе не далеко от берега. Удилище должно быть достаточно жестким, для этого нужно изначально купить такую палку, при этом нужно учитывать, что оно стоит не малых денег. Либо купить недорогой телескоп и демонтировать из него хлипкий хлыстик. В тех условиях горбушу нужно быстро и уверенно засечь и так же быстро доставить до берега. Если начнете заниматься аккуратным вываживанием, непременно запутаете всех соседей. ловля там происходит плечом к плечу.
  2. Катушка на ваш вкус, она служит только хранилищем лески или шнура. Опять же, начнете гонять рыбу на фрикционе, всех запутаете.
  3. Шнур от 0.3 мм или леска от 0.5 мм. Мы использовали основной шнур 0.35 мм с поводком из флюорокарбона 0.5 мм для мухи.
  4. Живцовый поплавок от 10 гр до 35 гр.
  5. Груз для поплавка.
  6. Муха на горбушу. Но тут все не так однозначно. Когда горбуша не прет буром, необходима правильная и рабочая муха, желательно с подсадкой креветки. А вот когда идет ход, либо рыболов нашел правильное место, можно ловить на пустой тройник, даже ниток не нужно подвязывать.

Кстати, когда будете рыбачить, не забудьте приобрести лицензию. Инспектор заглядывал довольно часто. Было видно что многие рыбаки без лицензии, так как с появлением инспектора ряды рыболовов редели и пополнялись ряды зрителей. Лицензию можно купить в поселке Умба.

По прибытии на берег около моста мы сначала походили, понаблюдали за рыбаками. Увидели, что горбушу ловят не все, а только те кто занял правильное место на реке. Для себя сделали вывод, что должен быть слив в яму и небольшой затишок. При чем слив довольно приличный, чтобы горбуша немного стопорнулась перед ним в затишке. И таких мест на том участке реки было всего два. И за место на нем происходила борьба. Еще одним местом, была опора моста. Но это не самая удачная позиция, ведь ловля происходила с моста, а клюнувшую рыбу необходимо доставить до берега, а это то еще приключение.
В толпу на эти точки мы не лезли, тут сработал внутренний стопор, я например такую рыбалку не приемлю, как и Юра. Просто по берегу искали не занятые и по нашему мнению перспективные места — слив, яма, затишок.

Рыбалка на Умбе

Что то удалось поймать, но не много. Впрочем нам этого хватило. Немного малосольной рыбы на завтрак, баночка икры и конечно же уха, уха из свежей горбуши на берегу Белого моря.

На следующий день устроили небольшие покатушки в заливе, мы надеялись найти горбушу, которая в ожидании прилива стояла в море. Но к сожалению те точки, что работали неделю назад оказались пустыми. Пришлось идти снова к мосту.
Кстати, уже поздно вечером, недалеко от точек где мы ловили с лодок, всплыла подводная лодка. Видимо экипаж так же как и мы любит рыбалку.

К слову сказать, это был наш последний день на умбе. Поймали мы не много, но свою рыбу поймали :)
И главное — мы поняли, что не нужно ездить в такие места на промысел. Во-первых тратиться уйма времени на обработку рыбы, чтобы во время перевозки она не испортилась. Во вторых, это уже будет не та рыба которую вы готовили на берегу. Совсем другой вкус, другой цвет, другая консистенция мяса.

горбуша пойманная на Умбе

Я не говорю за людей, для кого это жизненно необходимо, кому нужно сделать заготовки на зиму и может быть заработать в сезон хода горбуши.
Я говорю как обычный рыбак, который вырвался из рабочего графика на несколько дней, потратил больше 10 000 рублей на бензин и столько же на экипировку. А ведь довольно много рыбаков везут на прицепах морозильные камеры и генераторы, которые молотят круглые сутки и так же жгут горючку. Тратиться уйма денег для того, чтобы когда-то поесть мороженной рыбы.

Мы очень сильно жалеем, что не походили на моторе по заливу, не посмотрели новые места. Не сходили на лесное форелевое озеро, которое было в 500 метрах от лагеря, не посетили другие реки и ручьи, коих в тех краях великое множество. Наконец, не пошли в музей петроглифов, который находится в самой Умбе.
Все эти дни наш мозг работал в одном направлении — наловить горбуши.
В следующий раз мы такой ошибки совершать не будем. Рыбы нужно поймать ровно столько, чтобы ее сразу съесть и не больше.

Так что желаю вам получать только положительные эмоции от рыбалки на Умбе, а рыбу можно и в магазине купить. Всем рыбацкого счастья.

улов100хвостов
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )